Новизна предлагаемой концепции  учебника

1. Учебники нового поколения  созданы  с ориентацией на определённые разделы учебного курса (или крупные темы), а не на класс в целом. Такой подход даёт ряд преимуществ, поскольку такие учебники  могут быть пригодны к использованию длительное время. Это выгодно отличает их от учебников, «одногодок», настоящего времени, когда изменения в нормативной базе учебного процесса  неизбежно влекут необходимость переиздания учебников. Особенно эта тенденция усилилась в последние годы перманентных реформ, что приводит к  непродуктивному расходованию государственных средств на переиздания  новых (по существу старых) учебников. Если же  проанализировать содержание этого большого массива появившихся в последние годы учебников, то принципиальных изменений  в них обнаружить не удаётся. Есть только другое расположение  учебных тем, другой стиль изложения и оформление.  Это связано с тем, что в школе   изучаются   классические  научные теории, основное развитие которых завершилось ещё в 19 веке. (Динамично развиваются лишь прикладные разделы научных теорий). Таким образом, новая структура учебника  придаёт ему свойство универсальности, поскольку позволяет в единой системе предложить материал как для базового, коррекционного или профильного уровней   образования.

2. Структура учебника нового поколения (модульная, представленная крупными модулями содержания)  принципиально отличается от традиционной тем, что она многокомпонентная, состоит  из информационной части (параграфы) и методической – обучающие блоки. При этом вторая часть имеет также сложную структуру, так как представлена  отдельными модулями (блоками).  Например, в учебнике по молекулярной физике более 20 разновидностей дидактических блоков и технологий.

3. Модульная структура учебника обеспечивает  условия для решения ряда актуальных образовательных проблем, связанных с перегрузкой учащихся учебными занятиями, дифференцированным подходом в обучении, использованием межпредметных связей, созданием мотивационной основы учебного процесса. Такое предъявление материала способствует росту творческого потенциала учащихся и в значительной мере облегчает методическую подготовку учителя к урокам.

4. Главная особенность учебников нового поколения связана с решением проблем деятельностного обучения, поскольку он  состоит из параграфов с концентрированным изложением программных вопросов и сопутствующих дидактических блоков, нацеленных на организацию продуктивной самостоятельной работы учащихся посредством использования инновационных технологий обучения.

5. В учебнике предусмотрен различный уровень сложности излагаемых вопросов теории,  более сложные вопросы выделены в отдельных блоках (расширяющих и проблемных). Это соответствует Государственному стандарту физического образования, в соответствии с которым некоторые вопросы курса изучаются в ознакомительном плане. Эти блоки или отдельные задания можно предлагать по выбору сильным учащимся

6. Отличительная особенность нового учебника в его функциональности, поскольку он интегрирует функции собственно учебника, сборника задач, справочника, сборника дидактических материалов, рабочей тетради, пособия по мультимедийным дидактическим технологиям. В учебнике сформирована целостная система вариативных практических заданий, соответствующая структуре изучаемой теории. Самодостаточность учебника нового поколения – принципиально новое свойство.

7. Большинство из предлагаемых в учебнике технологий включают компонент оценивания по определённой шкале. При этом многие технологии учебника содержат фрагменты, необходимые для проставления баллов  (сводные таблицы), которые заполняет ученик. Для многоразового использования  учебника целесообразно их продублировать в рабочей тетради.

8. Новый учебник содержит электронное приложение. Ни один из функционирующих учебников не имеет такого приложения или снабжён только иллюстративным материалом на электронных носителях и тестами. Электронное приложение принципиально отличается тем, что организует активную самостоятельную работу школьников над материалом учебника. В нём представлены те же деятельностные технологии, что и в  учебнике только в интерактивных версиях.

9. ООО «Гуманист» предлагает совершенно новое решение в теории и практике создания учебной литературы. Если все современные учебники построены по принципу изолированного «существование» учебника и компьютера, то в предлагаемой модели реализована их прямая  связь: от учебника к компьютеру. При этом функции управления подачей учебной информации могут принадлежать  самой книге. Осуществляется эта связь посредством различных плоских  датчиков (штрих-кодов, плоских чипов, 2D-кодов других визуальных ключей), которые вмонтированы в страницы учебника.  Такую модель мы назвали «Комплект –  Учебник – Компьютер» (КУК).

Применение данной модели, в  которой заложены структура и технологии технологического учебника может дать большие методические, технологические и экономические преимущества в сравнении с действующим аппаратно-программном обеспечении учебных заведений. Остановимся на этих аспектах подробнее.


 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.