Структура новой модели учебника

Указанные в рецензии  свойства технологического учебника явились следствием применения новой структуры, которая представлена  двумя частями – теоретической и дидактической. В первой дается краткое изложение учебного материала – параграфы учебника, во второй – дидактические блоки,  с помощью которых учащиеся изучают теорию, выполняют эксперимены, повторяют, решают зада­чи и т. д. В учебнике для каждого параграфа при­ведена система обучающих блоков. Основные из них.

Самоподготовка и самопроверка.  С помощью этого блока организуется самостоятельная работа учащихся над учебными текстами. Освоение  учебного текста – это тот фундамент, на котором может строиться вся дальнейшая  образовательная деятельность по изучению предметного содержания и формированию необходимых умений и навыков. В традиционной  педагогической практике этому виду деятельности не уделяется должного внимания. Обычно всё сводится к прочтению,  пересказу  и ответам на вопросы по тексту. В новом учебнике предложен набор аналитических приёмов по освоению содержания текстов: превратить текст в таблицу, выделить главное, сформулировать тезисы, подготовить аннотацию, выявить причинно-следственные связи, расположить фрагменты текста по порядку, построить логическую схему, выполнить соотнесение, вставить слова,  записать ключевые слова, выявить главную проблему, собрать мозаику, быстрое чтение, соотнести текст и рисунок, заполнить кроссворд и т.д.

Опыты и наблюдения. Содержат задания для учащихся: выполнить опыты или наблюдения, привести примеры из природы и техники и т.д. В результате они приходят к выводам и обоб­щениям, которые излагаются в параграфах. По усмотрению учителя, опыты можно проводить фронтально или демонстрировать всему классу.

Повторение. Включают сведения из физики и математики, необходимые для изучения данного параграфа. Эти блоки могут изучаться школьниками самостоятельно.

Дополнение к параграфу (расширяющие блоки). Содержат материал, излагаемый репродукти­вно и содержащий сведения из истории физики и техники, а также выходящий за рамки школьной программы. Этот блок может изучаться, по желанию учащихся, в ознакомительном плане.

Экспериментальное задание. Помещаются задания, которые обычно выполняются учащимися при лабораторных работах. Однако их изложение отличается от традиционного, поскольку отсутствуют детализированные описания работ, подробные инструкции. Учащимся предлагается собрать установку по рисунку или самостоятельно разработать план эксперимента. Используются задания из нескольких, постепенно усложняющихся, этапов. По усмотрению учителя, различным группам школьников можно предложить выполнение всего задания или отдельных его этапов.

Решите и составьте задачу. Приводятся решения типовых задач, затем предлагается самостоятельно составить задачи по образцу или рисунку. При этом широко используются справочник по физике и активные методические приемы, например, иллюстрации на магнитной доске, запись в виде структурно-логической схемы, экспресс - приемы и др. Это позволяет рассмотреть   на уроке гораздо больше задач, чем при традиционных методиках.

Поиск алгоритма. Предлагается на каком-либо примере выявить и записать нежесткий  алгоритм решения задач данного типа.

Реши проблему. Излагается план получения формул, закономерностей или обобщений,  на основе которых хорошо подготовленные учащиеся самостоятельно могут прийти к ним. Некоторые блоки содержат вопросы, выходящие за рамки программы. Их не обязательно предлагать всем школьникам.

Знания в систему. Систематизация знаний проводится с помощью структурно-логических схем, таблиц, задач и других приемов. При этом нет необходимости запоминать схемы, помога­ющие составить последовательный обобщенный рассказ по теме.

Давайте поиграем. Содержат дидактические игры по многим вопросам теоретической части. Используются разнообразные формы игровой деятельности. По усмотрению учителя,  игры могут проводиться как на уроках, так и на внеурочных занятиях.

Перфокарта. В блоке приводится типовая задача по определённой теме, допускающая пошаговое решение, используется выборочный способ предъявления ответов. Проверка решения выполняется с помощью контрольной карты. Имеется интерактивная версия технологии с автоматизированной проверкой.


 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.