Свойства новой модели учебника

Технологии обучения в учебнике нового поколения и его программное приложение обеспечили ему  свойства, которые наиболее полно отражены в рецензии Национального фонда подготовки кадров (Москва, НФПК, Проект «Информатизация системы образования» ELSP/С1/Gr/001_001)  на учебник по математике (авторы Е.А. Пичкуренко, А.И. Архипова),  которая приведена ниже.

«Концепция ИУМК «Технологический учебник», представленная на конкурс, презентует модель инновационного образовательного проекта, основные элементы которого служат изменению традиционной образовательной среды в области «Математика».

Предлагаемый к разработке Инновационный учебно-методический комплекс «Технологический учебник» (в дальнейшем Комплекс) содержит полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса по общеобразовательной области «Математика» на ступенях основного общего образования (основная школа), что включает в себя учебный предмет базисного учебного плана - математика 6.

Главная оригинальность проекта − Учебный курс строится таким образом, что его изучение сопровождается преимущественным использованием поисковых и проблемных методов обучения, избегая догматического введения математических понятий и принципов. Введение каждого понятия сопровождается обоснованием (логическим, математическим, историческим), что способствует развитию как формально­ логического, так и научного стиля мышления.

  • Авторами уделено внимание комплексным задачам, иллюстрирующим взаимосвязь математических теорий, а также задачам, помогающим школьникам усвоить фундаментальные принципы теории. Комплекс расширяет школьную информационную и учебно-методическую образовательную среду за счет включения в ЭИ различных видов и форм информационных носителей («печатная», аудио- и видеоинформация, мультимедиа, интерактив и др.);
  • Содержание   ИУМК   сформировано   на   основе   действующего образовательного стандарта по математике для 6 классов, с введением дополнительного материала для расширенного изучения курса. Материал электронного учебного пособия также имеет два уровня сложности: базовый и расширенный. Это позволяет выборочно использовать материалы пособия в зависимости от программы как для классно-урочного изучения, так и во внеурочное.
  • Новая модель и структура предлагаемого учебника отличается от традиционной тем, что она многокомпонентная, состоит из информационной части (параграфы) и методической − обучающие блоки. При этом вторая часть   имеет   также    сложную   структуру,    представлена   модулями, нацеленными на решение определённых педагогических задач.
  • ИУМК включает две группы учебных материалов: на бумажных носителях представлены технологический учебник модульной структуры и рабочая тетрадь учащегося, на электронных носителях следующие ресурсы: программное приложением к учебнику,   Банк   учебно-методической информации, объединяющий всю методическую информацию, необходимую для изучения вопросов учебника, электронные журнал и личные дневники учащихся.
  • Отчетность по модулю позволяет оценить различные параметры итогов работы, допускает различные ее формы, среди которых будут поощряться   и  поддерживаться   с  помощью  ИКТ  такие   формы,   как выполнение и защита индивидуального проекта.
  • В процессе применения разнообразных форм работы с ИУМК у учащихся формируются информационная и коммуникативная компетенции.
  • Модульная   структура учебника   с   программным   приложением обеспечивает   педагогические  условия  для   решения   ряда   актуальных образовательных проблем, связанных с перегрузкой учащихся учебными занятиями, дифференцированным подходом в обучении, использованием межпредметных   связей,   созданием   мотивационной   основы   учебного процесса. Курс способствует развитию у учащихся навыков поисковой исследовательской    деятельности,    умения    работать    с    различными источниками и формами информации, применения полученных знаний повседневной жизни, навыков групповой и проектной деятельности.
  • В учебнике предусмотрен различный уровень сложности излагаемых вопросов теории,   более сложные вопросы выделены в отдельных блоках. Это соответствует    Государственному     стандарту     математического образования, в соответствии с которым некоторые вопросы курса изучаются в ознакомительном плане.
  • ИУМК функционален, он интегрирует функции учебника, сборника задач, справочника, сборника дидактических материалов, рабочей тетради, функции пособия по мультимедийным дидактическим технологиям.
    Варьируются формы предъявления задачного материала.
  • -Возможно использование содержащийся в электронном учебном пособии информационный и иллюстративный материал для подготовки учениками творческих работ.
  • Программа может использоваться для восполнения пробелов в знаниях отстающими и пропустившими занятия учениками.
  • Предлагаемые   в   Комплексе   технологии   включают   компонент оценивания по определённой шкале, выполняя каждую технологию, ученики получают определённую совокупность оценочных баллов, которую можно перевести в стандартные школьные отметки.
  • Методика оценивания результатов обучения нетрадиционна, является «рейтинговой системой оценивания» (РСО).
  • Приводятся    методики    использования    в  учебном    процессе инновационных дидактических технологий.
  • Материал   ИУМК   ориентирован   на   Государственный   стандарт математического образования. Приводится учебный материал, выходящий за рамки требований Стандарта.
  • В фасетных тестах (задачи с баллом 3) также предлагаются задания повышенной сложности, содержащие элементы олимпиадных задач. Этот материал  предназначен  для  сильных учащихся.   Учебник  модульной структуры предоставляет возможность выбора для слабых и сильных, содержит материал, не обязательный для изучения всеми учащимися, о чем есть указание в учебнике.
  • В планировании учебного курса  отражены содержание, примерное число учебных часов, отводимых для изучения раздела.
  • Формы и методы организации учебной деятельности в процессе обучения с помощью предлагаемого ИУМК и его компонента − технологического учебника планируется реализовывать посредством комплекса инновационных технологий деятельностного обучения».

Позитивные результаты внедрения проекта подтверждены практикой применения нового учебника и многочисленными отзывами учителей. Например, учитель школы № 932 г. Москвы И.И. Курапова в рецензии на  наши учебники пишет: «В учебном материале учебника заложена необходимость активной деятельности ученика (рубрики «Реши проблему», «Поиск алгоритма», «Составь задачу» и др.); учебный материал выстроен так, что ученик усваивает материал, совершая собственные «научные открытия» нового; включена интересная и необходимая работа по получению навыков решения задач (перфокарты, фасетные тесты, аналогии, интеллектуальная лабильность и др.); включены компьютеризированные   задания для самопроверки и контроля знаний; очень хороша рубрика «Знания в систему»; интересны игровые  элементы в рубрике «Давайте поиграем». Всё перечисленное позволяет предполагать, что работа по данной системе может ввести на хорошие результаты в обучении».


 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.