А.И. Архипова, Т.Ю. Кратова
Методика «Сферы» в системе компьютерной поддержки освоения учащимися правописания слов

Авторы пытаются найти способ преодоления безграмотного употребления русского языка в Интернет среде, которое стало настоящим филологическим бедствием. Методика не претендует на роль панацеи от всех филологических бед, но, по мнению авторов, может помочь в решении указанной проблемы, поскольку основана на принципе «клин надо вышибать клином», т.е. на использовании самого Интернета, которым «болеет» современное общество. Излагаемая дидактическая система может использоваться в обучении русскому языку на всех ступенях обучения, при этом преподаватель может на основе предложенных HTML шаблонов и инструкций создавать учебные материалы с собственным интерактивным контентом.

1. Выбор модели
Заболел котёнок – «идём» в Интернет. Находим лекарство и читаем авторский комментарий: «… мой котёнок стал бешенно носицца по комнате». Редкая запись в се-ти обходится без подобных «перлов». Не станем разбираться, кто виноват в такой ситуации? Но есть проверенный способ – болезнь надо лечить теми же средствами, которые её вызывают. На этом основана практика медицинских прививок. Если Интернет засорил «великий и могучий», то он должен и лечить его. Конечно, можно создать программу, которая, например, после десяти ошибок в Интернет тексте вынесет вердикт: «Вам надо изучить русский язык», а затем закроет доступ в сеть. Но мы не берёмся решать такую глобальную задачу, наша цель скромнее – создать систему учебных Интернет технологий, которые бы способствовали формированию навыков правильного написания русских слов. При этом вряд ли будет эффективен классический путь – изучение грамматики русского языка, Интернет публика её штудировать не станет, да и современные школьники слабо справляются с этой задачей.

Полный текст статьи опубликован в журнале «Школьные годы» № 49.