А.Г. Пригодина, А.И. Архипова
Конструирование электронного образовательного ресурса по математике на основе герменевтического, системно-структурного и междисциплинарного подходов

Обосновано применение герменевтического, системно-структурного и междис-циплинарного подходов в создании учебных материалов для математического образования. В электронной версии электронного образовательного ресурса (ЭОР) показаны способы реализации указанных подходов посредством инновационных приёмов и технологий компьютерного обучения, встроенных в универсальную программную оболочку «УЧКОМ» (учебник + компьютер). Содержание модулей ЭОР выполнено по темам «Производная» и «Первообразная. Интеграл». ЭОР рекомендуется использовать в обучении учащихся старших классов школы (профильный курс) и студентов экономических факультетов.

По результатам исследования причин слабой успеваемости студентов, выпол-ненных в Российском государственном педагогическом университете им. Герцена (С-Петербург), наибольшие трудности у большинства студентов (90 % опрошенных) вызывает чтение и осмысление сложных научных текстов. Применительно к учебному курсу математики это проявляется в том, что даже при рассмотрении изученных в средней школе вопросов у студентов возникают определённые трудности. Следова-тельно, проблема понимания учебных тексов актуальна и для сферы общего образования.

Попытки решения указанной проблемы обусловили обращение к герменевти-ческому подходу, как философскому направлению, предметом которого является искусство толкования текстов, а центральной идеей является концепция понимания (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий). Век глобальной информатизации, компьютерной и научно-технической революции, нарастающие информационные потоки, усложнение и оптимизация коммуникативных связей еще более обостряют актуальность проблемы понимания.

При этом в процессе понимания важны умения выявлять структуру осваиваемых понятий, представленных в текстах, поэтому продолжением исследования указанной проблемы явилось обращение к системно-структурному подходу. Кроме того успешность и глубина процесса понимания существенно определяются имеющимся у обучаемого индивидуальным ментальным опытом, который формируется в рамках изучения различных научных дисциплин. Поэтому проблема понимания должна рассматриваться и в аспекте междисциплинарного подхода. Таким образом, центральным теоретическим посылом конструирования электронного образовательного ресурса явился герменевтический подход, приводящий к последующей диверсификации аспектов рассмотрения исходной практической проблемы. Поэтому ему в статье уде-ляется основное внимание.

Электронный образовательный ресурс опубликован на сайте icdau.kubsu.ru

Полный текст статьи опубликован в журнале «Школьные годы» № 45