Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
Учебно-информационный комплекс по русскому языку на основе структуры технологического учебника

Учебно-информационные комплексы (УИК) – новое системное средство обучения, с помощью которого достигается высокая эффективность в различных формах обучения благодаря системному использованию информационных технологий, широкому спектру и практической направленности дидактических технологий обучения, мотивационной функции.

Основные учебные цели и задачи в УИК решаются посредством инновационных обучающих технологий, входящих в состав учебных материалов нового поколения, например, технологических учебников (ТУ), теория конструирования которых разработана А.И. Архиповой. Эти технологии эффективно используются в учебном процессе и системно реализуются как на бумажных носителях, так и в Web-версиях УИК.

В структуре содержания ТУ использован принцип модульного обучения, который дает возможность индивидуализировать обучение, осуществить самообучение, регулировать темп учебной работы, а также варьировать отбор содержания учебного материала. При модульном обучении знания формируются в условиях полного дидактического цикла, включающего цель, мотивацию на качественное усвоение содержания, методы и формы учебно-познавательной деятельности, способы коррекции, самооценки и оценки результатов усвоения знаний. В технологическом учебнике это условие реализовано путем объединения нескольких вопросов учебной программы в крупные дидактические единицы (модули) – это учебные параграфы. Совокупность обучающих блоков каждого параграфа включает блоки: повторения, освоения понятийного аппарата (словари); формирования первичных умений (перфокарты, самоподготовка, самопроверка, поиск алгоритма, решите задачу, составьте задачу, экспериментальные задания, экспресс-задачи); развития мотивации освоения темы (игровые блоки, обучающие компьютерные игры, интерактивные кроссворды, учебные эстафеты задач, чисел, формул и т.д.); формирования системных знаний (знания в систему, учебная мозаика, тесты с факторизацией знаний «Интеллектуальная лабильность», «Да-Нет» и др.). Таким образом, модуль учебной дисциплины – это информационно-дидактический узел, в котором реализуется подход к структурированию целого из частей и разрабатывается комплекс инновационных технологий обучения, каждая из которых нацелена на решение конкретной задачи учебного процесса.

Учебно-информационный комплекс по русскому языку на основе структуры технологического учебника размещен на сайте 'Я знаю. Соревнования знаний'   ya-znau.ru

 

Полный текст статьи опубликован в журнале «Школьные годы» № 34

 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.