Л.Н. Будаева, учитель высшей категории МОУ СОШ № 12, г. Астрахань

Профилактическая программа «Жизнь без наркотиков»

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи.

Министерства образования РФ доля потребляющих наркотик или попробовавших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи 12 – 22 лет составляет 44,8%. Молодежь начинает пробовать наркотик в среднем в возрасте 14 – 15 лет. Однако, это средний показатель по всем возрастным группам. В действительности возраст «пробы» с 1991 года снизился на 6 лет. В 1991 г. молодежь начинала пробовать наркотик в среднем в возрасте 16 – 17 лет, а в 2001 г. в возрасте 11 – 13 лет.

Перечисленные факты убеждают в необходимости создания в школе программы «Жизнь без наркотикой». Эта программа требует формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства
по отношению к наркотикам.

Цель программы:

  • предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
  • создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков;
  • формирование активной отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся;
  • обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Задачи программы:

  • распространение информации о причинах, формах, последствиях злоупотребления наркотических средств;
  • формирование у учащихся негативного отношения к возможности употребления наркотиков;
  • развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках;
  • изучение профилактики наркомании в молодежной среде; первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков.

В реализации программы участвуют специально приглашенные специалисты, классные руководители, учителя-предметники. Программа реализуется через урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, встречи «за круглым столом», диспуты, в которых участвуют учащиеся всех возрастов, родители, коллеги-педагоги.

Действия, направленные на школьную среду в целом.

  1. Предоставление школьникам и их родителям объективной информации о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения.
  2. Отбор информации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека.
  3. Формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами.
  4. Комплексный, интегративный подход по отношению к детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении, поведении.
  5. Привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения, контроль их усвоения.
  6. Привлечение специалистов по профилактике наркозависимости.
  7. Организация раннего выявления случаев употребления наркотиков с целью оказания помощи, что включает в себя: а) просветительскую работу с родителями и педагогами; б) определение «групп риска» и профилактическая работа совместно с родителями, правоохранительными органами, органами социальной защиты.
  8. Изучение нормативно-правовой базы: федерального закона «О наркотических веществах»; уголовного законодательства; уголовно-процессуального законодательства; гражданского законодательства а также законодательств: а) об административных правонарушениях; б) о труде; в) о браке и семье.
  9. Деловые игры, анализ проблемных ситуаций.
  10. Дети, педагоги и родители должны знать и верить, что своевременная диагностика проблемы поможет ее разрешению, что даже на стадии развитой болезни еще не все потеряно.

Действия, направленные на детей «группы риска».

1. Выявление детей из «группы риска», создание индивидуальной программы помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркотикам.

2. Классные руководители, социальные педагоги определяют в каждом классе «группу риска», разрабатывают программу работы с детьми.

Программа осуществляется самим классным руководителем. В особых случаях привлекаются специалисты. Тесное взаимодействие педагогов, психологов, социальных педагогов в работе с детьми «группы риска.

Действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков.

  1. Помощь в обращении к профессионально-компетентным лицам: работникам кризисных центров, органов внутренних дел, комитетов по делам молодежи.
  2. Организация помощи со стороны родителей и педагогов в ситуации, если сам наркоман не в состоянии осуществить необходимые шаги. Нельзя допускать, чтобы кто-либо из ближайшего окружения наркомана был заинтересован в его излечении более, нежели он сам, особенно это относится к родителям.
  3. Независимо от семейного и школьного влияния на подростка, он должен оставаться под опекой соответствующей медико-психолого-педагогической консультации, находя там помощь в таких вопросах, как, например, внезапно возникший семейный конфликт, исключение из школы, отсутствие крыши над головой и т.д.

Итак, перед обществом стоят три основные задачи:

  • своевременное выявление потребителей наркотиков и токсических веществ;
  • профилактика, проводимая под постоянным медицинским контролем, прежде всего для лиц с выявленной гиперчувствительностью, «группы риска»;
  • обучение населения, ведущего здоровый образ жизни, приемам жизни в нездоровом обществе, где имеются люди, употребляющие алкоголь, наркотики, токсические вещества.

Только совместная работа школы, медицинских центров, родителей, органов социальной защиты в этих направлениях позволяет нам остановить надвигающуюся опасность. Сроки проведения программы: в течение всего учебного года (с сентября по май). Данная программа по профилактике рассчитана на 1 час в месяц (9 занятий).



 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.