Т.А. Тимонина, учитель высшей категории, МОУ СОШ № 3, г. Абинск К.С. Жукова, ученица МОУ СОШ № 3, г. Абинск
Использование воспитательного потенциала учебного курса биологии в профилактике употребления наркотиков учащимися школ

В структуре антинаркотической профилактической работы одну из главных ролей должно играть биологическое образование, которое необходимо каждому. Оно составляет основу формирования гуманного отношения человека к своему здоровью, позволяет понять суть гигиенической культуры, развивает экологическое мировоззрение, прививает любовь к природе. Поэтому на учебный курс биологии возлагаются большие воспитательные и образовательные задачи.

Эти простые догмы понятны всем, но вопрос стоит остро в другом – в лимите учебного времени, отведенного на изучение этого предмета в школе, особенно, сейчас, когда успешная сдача ЕГЭ стала приоритетнее интереса к предмету. Однако в сегодняшней практике обучения преобладают стремления заучивать положения учебника, уход от жизни, отсутствие гибкости, духовности. Можно ли по-настоящему усваивать биологические знания и понимать важность предмета, не бывая на природе, не участвуя в экскурсиях, не посещая музеев. Разве можно воспитать у ребенка ответственное отношение к своему здоровью, не проводя валеологических исследований, не организуя встреч с медицинскими работниками, не пропагандируя на должном уровне здоровый образ жизни, не проводя экологический всеобуч.

Могут возразить, что есть кружки и факультативы, на которых можно восполнить упущенное. Но в связи со всеобщей обязательной сдачей ЕГЭ по математике и русскому языку учащимся не хватает времени на посещение дополнительных занятий по другим предметам. А ведь биологическое, экологическое, медицинское невежество поставят перед человеком проблему собственного существования на Земле. Закон биологического баланса распространяется на все виды живого на Земле и, возможно, человек в этом плане не исключение. Некоторые философы утверждают, что природа оставит численность особей способных прокормиться, объявив лишними неспособных к самостоятельному выживанию, это будет вынужденный экстренный естественный отбор. Вот тогда мы проследим впервые в истории развития Земли чудовищную по своим масштабам и содержанию борьбу за существование среди Homo sapiens. Каннибализм пресмыкающихся и даже волков, способных подобным образом регулировать численность стаи на ограниченной пищевыми ресурсами территории, покажется шалостью по сравнению с приемами выживания в борьбе за существование совершенного вида природы человека разумного. Хочется верить, что эта участь не грозит эволюции Земли, а победит гармония человеческого разума.

 

Полный текст статьи опубликован в журнале «Школьные годы» № 32

 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.