Ш.З. Джинджолия, учитель средней школы № 5 им. Ешба, г. Сухуми, Республика Абхазия, А.В. Лялюк, полковник ФСКН России
Антинаркотическая тема в учебных текстах по русскому языку

Перед написанием этой статьи мы решили посмотреть, как эта тема отражена в мате-риалах сети Интернет. Были обнаружены тысячи сайтов, посвященных борьбе с наркозависимостью, в которых эта тема подвергается теоретической проработке.

Но нас интересовали практические материалы, такие, с которыми можно было бы идти на урок и проводить соответствующую работу с детьми. К сожалению, таких материалов мы не нашли (возможно, где-то они и есть, но уж очень далеко запрятаны). Поисковые системы отсылают к сайтам, где много и подробно излагаются концепции антинаркотической профилактики, ставятся цели, конкретизируются задачи, даются советы и многочисленные рекомендации. Всѐ это рассчитано на специалистов, занимающихся теоретически этой проблемой. Конкретных мате-риалов для учащихся мы, к сожалению, не нашли. Особенно нас интересовал вопрос, как можно использовать традиционное предметное содержание, которое излагается в школьных учебниках, для решения задач этой профилактической работы. Ведь ни один учебный предмет, изучаемый в начальной школе, напрямую не связан с этой проблемой (косвенные связи можно выстроить с учебным курсом «Окружающий мир»). А как быть с другими предмета-ми, например, русским языком, нельзя ли использовать богатые возможности этого курса? Пока мы нашли только одну возможность приобщения этой темы к школьному обучению русскому языку, она состоит в использовании тематических текстов для иллюстрации раз-личных правил и схем. В статье демонстрируется этот подход на примере темы «Простые и сложные предложения».

Учебный материал по указанной теме объединѐн в мультимедийной презентации с использованием анимированных слайдов, текстовых документов, итогового теста. На первых двух слайдах приводятся перечень необходимых для работы практических умений из области прикладной информатики, а также условные символы, применяемые в теме. Следующие слайды посвящены выполнению практических упражнений, в которых использованы раз-личные анимационные эффекты. (Содержания упражнений представлены на рисунках, по-этому мы их не комментируем). В упражнения включены действующие лица – учительница и ученик Ваня – с целью придания текстам диалогичного характера. При этом школьники могут вести с персонажами внутренний косвенный диалог. Психологи утверждают, что диалогичность как базовое интеллектуальное качество учащегося способствует формированию открытой познавательной позиции, противостоящей субъективизированному и эгоцентрическому взгляду на мир.


Полный текст статьи опубликован в журнале «Школьные годы» № 30

 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.