Это − учебная Интернет технология с функциями анализа внутренней структуры научных понятий, осмысления их сущности после составления из отдельных элементов. При этом используются специальные знаки (логические формулы) и логические связки.
В программе есть возможность проверки составленного правила (истинно или ложно). Необходимость создания такой технологии продиктована тем, что в учебных курсах встречаются сложно сконструированные дефиниции изучаемых понятий и потому трудно доступные для понимания учащимися. В технологии используются простейшие операции и символы алгебры логики, раздела, который изучается в учебных курсах математики и информатики. Применение технологии также развивает умение применять операции логического мышления.
В процессе мышления в изучаемых объектах выявляются отдельные свойства, а также отношения и связи между ними, познаются общие свойства, при этом эта информация перерабатывается. В арсенале учебных материалов инновационной компьютерной дидактики есть дидактические технологии, на основе которых возможна организация различных видов умственных операций, среди которых можно выделить: сравнение, анализ и синтез, классификацию, обобщение (абстракция, конкретизация), индукцию и дедукцию (создан даже специальный электронный ресурс для формирования умений трансформации учебных текстов).
Именно эти приёмы являются фундаментом для формирования логического мышления и основой познавательной деятельности учащихся и студентов. По мнению П.Я. Гальперина, привести в систему знания и продуктивно использовать их в процессе мышления позволит умение выделять из целого отдельные признаки, отбирать наиболее существенные из них, выявлять связи между предметами и явлениями.
При этом аналитико-синтетический мыслительный процесс включает в себя ряд операций, которые возможно реализовать с помощью технологий ИКД. Это такие операции, как:различение, операция выделения элементов из целого и их отделение друг от друга;
сравнение, мысленное сопоставление разделенных объектов или их признаков и установление сходства или различия между ними;
нахождение сходства (подобия), отождествление различных объектов по одному или нескольким признакам;
нахождение различий, логическая операция, благодаря которой выявляются индивидуальные или типологические отличия в группе изучаемых объектов;
объединение в целое, объединение в новую структуру различных, прошедших сравнение и обнаруживших сходные признаки объектов;
абстрагирование и обобщение, операции выделения существенных свойств объектов и объединение в общую категорию тех из них, которые имеют определённые характеристики;
выделение противоположностей, разделение противоречивых объектов или противоположных признаков одного объекта;
синтез противоположностей, операция соединения в новое целое противоположных объектов или свойств, где единство приводит к гармонизации новой структуры;
конкретизация, обратная операция по отношению к абстрагированию, в ходе которой определяются различия или тождества объекта в сравнении с другими объектами;
символизация, соотнесение рассматриваемого объекта с параметрами общих абстрактных категорий, в результате изменяется стиль описания объекта посредством использования знаков и символов.
Указанный набор мыслительных операций входит в процедуру рефлексивной учебной деятельности и составляет основу метода герменевтического круга, для реализации которого в рамках ИКД создано много приёмов и технологий, к числу которых принадлежит и «Формула знаний». Следует отметить, что, во-первых, задания технологии «Формула знаний» рассчитаны на использование не одной, а комплекса логических операций, а, во-вторых, выполняя задания, учащиеся вынуждены многократно обращаться к логическим связкам и их символам, что способствует непроизвольному запоминанию элементов из аппарата алгебры логики.
Алгоритм работы с технологией состоит из ряда учебных действий по составлению составного высказывания из элементарных, которые обозначены латинскими буквами. При этом надо руководствоваться предложенной формулой из символов и следовать подсказкам, поясняющим значения логических связок.