А.Г. Шевляк, А.И. Архипова
Разработка приёмов понимания учебных текстов на основе герменевтического подхода с использованием среды HTML (на примере обучения математике)

Герменевтический подход (герменевтика – греч., толкую, разъясняю) в теории обучения, ориентирующий на понимание учебных и научных текстов, является в на-стоящее время приоритетным вследствие ряда причин.

Во-первых, глобальная информатизация общества порождает угрозу «форматизации» сознания и стереотипированного мышления как учащихся так и будущих педагогов, что может привести к деформации духовной составляющей у подрастающего поколения под влиянием киберкультуры. Во-вторых, увеличение темпов «переработки» информации как показателя рационализации учебной деятельности с неизбежностью приведёт к торможению развития гуманного сознания и гуманитарного мышления учащихся и студентов, поскольку в этом процессе возможна подмена рефлективной мыследеятельности ориентацией на готовое знание. Эту тенденцию усугубляет техника проведения ЕГЭ, где целью является проверка результатов обучения посредством тестовым методик, оценивающих не уровень развития мышления учащегося, а умение запомнить как можно больше предметной информации. В-третьих, как показали исследования в области лингвистической и педагогической герменевтик, развитие творческого мышления возможно при условии, когда процесс освоения учебных текстов проходит рефлективно, последовательно включая различные типы мышления. Однако в практике обучения обычно ставка делается на конечный результат – формирование знаний, минуя фазу понимания, в ходе которой и функционируют активно мыслительные процессы.

Полный текст статьи опубликован в журнале «Школьные годы» № 43

 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.