Характеристика учебников нового поколения
Решаемые проблемы. Модель учебника нового поколения – технологического – была создана на основе анализа проблем, которые в настоящее время актуализировались в сфере образования в связи с модернизацией этой системы. На всех этапах реформирования системы образования не сопровождались изменением структуры учебников. Сложился стереотип, в соответствии с которым учебники включают три компонента: параграфы, вопросы, упражнения. Консерватизм формы построения учебников стал тормозом в их развитии и в настоящее время традиционная форма учебника не соответствует новым требованиям, предъявляемым к ним в связи с глобальной информатизацией социальной жизни. Укажем на основные проблемы образования, которые должны решать учебники нового поколения.
1. В настоящее время в центре внимания педагогических наук находятся проблемы деятельностного обучения. Однако традиционные учебники, предъявляя учебную информацию, не демонстрируют методики активного освоения этой информации. Они нейтральны к задачам учебного процесса. Новые учебники помимо информации должны содержать технологии для организации продуктивной познавательной деятельности обучающихся, они должны иметь компьютерную поддержку, существенно повышающими мотивацию и качество обучения. В связи с этим в новых учебниках редакции реализована формула: содержание +инновационные технологии обучения + компьютер.
В функционирующих учебниках отсутствует ориентация на учебный процесс, поскольку технологии по освоению предметного содержания не представлены. Поэтому в новый учебник включена методическая часть в виде дидактических блоков, где сочетаются основная учебная информация и способы её изучения и углубления. При работе с традиционными учебниками учащиеся получают информацию в готовом виде, что не способствует развитию их умственных способностей. Новый учебник нацеливает школьников на самостоятельный учебный поиск, самоконтроль и самооценку знаний.
2. В традиционных учебниках предлагается один и тот же материал для учащихся с разными уровнями подготовки. Единообразие типового учебника, ориентированного на абстрактную модель среднего учащегося, ограничивает возможность проявления индивидуальных учебных интересов. В новом учебнике решается проблема дифференциации учебного материала учебника, что позволило бы сделать выбор каждому. В новом учебнике материал дифференцирован по сложности.
3. В традиционных учебниках параграфы перегружены второстепенным и иллюстративным материалом. В технологическом учебнике принято такое построение содержания, которое позволило бы минимизировать объём учебных параграфов. В нём нет дробления тем на мелкие вопросы, материал объединён в крупные модули, что способствует целостному восприятию теории и обобщению знаний. Следовательно, параграфы учебника содержат основной материал, который обучающиеся могут прочно усвоить благодаря небольшому объёму, весь дополнительный материал выносится за пределы параграфа в комплекс сопровождающих параграф дидактических блоков.
4. Большинство традиционных учебников построены по принципу монографии, в новом учебнике используется диалоговый стиль общения с учащимся: предлагается составить задачу, найти алгоритм решения учебной проблемы, участвовать в дидактической игре и т.д. При этом учебник не навязывает ученику жёсткую программу действий, а предлагает различные виды учебной деятельности. Для развития интереса к предмету в новый учебник включаются компьютерные учебные игры, конкурсы, кроссворды, эстафеты, занимательные задания и др. Итак, принцип гуманизма в обучении, формирование положительных мотивов учения отражены как в содержании, так и в технологиях нового учебника, а многообразие используемых приёмов обучения позволяет апеллировать не только к интеллекту, но и чувствам обучающихся.