Попытки использовать НИТ как "добавки" к традиционным методам и средствам обучения ведут к разрушению целостности сформировавшихся методических систем, снижению их эффективности. Анализ поступающей в школы программной продукции показал, что, если раньше эти средства обучения составляли некий конгломерат программ, то в последнее время крупные издательства стали выпускать учебники с электронными приложениями. Если технологическое качество этих приложений достаточно высоко, то в методике представления учебного материала новшества практически нет. По существу эти приложения – это оцифрованные прежние учебники, построенные по старым методическим схемам, с добавлением интерактивных иллюстраций. Кроме того эти учебники не учат, а лишь демонстрируют учебную информацию, поскольку учащемуся предоставляется возможность лишь наблюдать за тем, как компьютер, иллюстрируя какую-либо закономерность, выполняет необходимые операции. Интерактивных технологий для самостоятельного освоения изучаемых теорий в тиражируемых учебниках по-прежнему нет. Поэтому можно констатировать, что практика компьютеризации и информатизации сферы образования показала наличие противоречий между:
- традиционными средствами учебно-методического обеспечения и потребностью в новых формах, системно представляющих как содержание, так и инновационные образовательные технологии с компьютерной поддержкой;
- абсолютизацией структуры учебников и потребностью практики в их инновационных формах с расширенными функциональными, информационными и дидактическими возможностями, необходимостью отражения в нем достижений педагогических наук и научно-технического прогресса, в частности, электронно-вычислительной техники;
- сложившейся практикой создания для каждой возрастной параллели по каждому предмету целого набора учебных книг (учебники для разных профилей, сборники задач, рабочие тетради и др.) и потребностью в целостных компактных дидактических структурах, интегрирующих традиционную книжную и специфическую компьютерную формы при доминирующей роли первой из них и представляющих все компоненты учебной литературы в единой системе;
- традиционными подходами в профессиональной подготовке учителей и преподавателей вузов на основе функционирующих в системе образования учебных книг и потребностью в ориентации их практической деятельности на учебно-методические материалы нового поколения, отражающие инновационные процессы в педагогических науках и информатизацию педагогической практики;
- необходимостью усиления познавательной активности учащихся в компьютерном обучении, повышении воспитательного потенциала компьютерных технологий и недостаточной разработанностью методов и средств формирования интереса к обучению в компьютерной среде, отсутствием систем компьютерных технологий, нацеленных на повышение эффективности воспитательной работы среди учащихся;
- колоссальными материальными затратами государства на обеспечение образовательных учреждений учебной литературой и современной вычислительной техникой и недостаточной эффективностью их применения вследствие неразвитости инновационного образовательного менеджмента с компьютерной поддержкой и неподготовленности педагогов - «предметников» к применению инновационной учебной продукции.
Создание новой учебной литературы редакцией журнала «Школьные годы» происходит посредством интеграции трёх составляющих: учебной информации, дидактических инноваций, новых информационных технологий. Результатом этой интеграции явилась качественно новая учебная продукция, в которой реализуется схема: «информация + дидактические инновации + компьютер». Это учебники нового поколения (книга и электронное приложение), компьютерные учебные комплексы, инновационные технологии обучения и другие электронные ресурсы, которые публикуются в научно-методическом журнале и размещаются в Интернет на сайтах журнала.
Другая не менее важная проблема состоит в отсутствии специалистов, компетентных в технологическом обеспечении внедрения инновационной педагогической продукции с компьютерной поддержкой, а также структур, выполняющих функции организации этого внедрения.
Итак, научные исследования, выполненные сотрудниками редакции совместно с аспирантами Кубанского госуниверситета, показали, что устранение указанных противоречий возможно путём создания учебной литературы нового поколения, основанной на инновационных дидактических технологиях, в том числе компьютерных, что, в свою очередь, обеспечит условия для модернизации как системы общего образования, так и системы профессиональной подготовки специалистов. При этом создатели новых моделей учебной литературы (прежде всего учебника) руководствовались тем, что главным в организации структуры и содержания учебной книги является не их содержательное наполнение, не сам текст, а та работа, которая может быть с этим текстом проделана. Поэтому, при разработке учебника нового поколения была поставлена и решена задача обеспечить максимальную технологичность учебной книги. Это было обеспечено специфической структурой учебника нового поколения, по существу, представляющего собой единый комплекс: книга + компьютер, поэтому уместно говорить о комплекте «учебник + компьютер» (далее УЧКОМ). Такое построение учебника создаёт условия для эффективной самостоятельной работы ученика и студента по освоению предметного содержания, для применения инновационных дидактических технологий, в том числе компьютерных, для приведения знаний в систему, для автоматизированной проверки правильности и полноты полученных знаний; для формирования опыта использования знаний и умений в различных ситуациях, т.е. на освоение разных видов и способов деятельности.
Таким образом, актуально создание новой учебной литературы путём интеграции трёх составляющих: учебной информации, дидактических инноваций, новых информационных технологий, то есть должна реализоваться формула: «информация + инновационная дидактика + компьютер». В традиционных учебниках присутствует одна составляющая – информация, в электронных – две: информация + компьютер. Поэтому необходимы структурные изменения учебника: трехкомпонентная традиционная структура классического учебника (параграфы, вопросы, упражнения) должна быть заменена многокомпонентной, позволяющей включить в учебник новые технологии обучения и их интерактивные компьютерные версии.