Попытки использовать НИТ как "добавки" к традиционным методам и средствам обучения ведут к разрушению целостности сформировавшихся методических систем, снижению их эффективности. Анализ поступающей в школы программной продукции показал, что, если раньше эти средства обучения составляли некий конгломерат программ, то в последнее время крупные издательства стали выпускать учебники с электронными приложениями. Если технологическое качество этих приложений достаточно высоко, то в методике представления учебного материала новшества практически нет. По существу эти приложения – это оцифрованные прежние учебники, построенные по старым методическим схемам, с добавлением интерактивных иллюстраций. Кроме того эти учебники не учат, а лишь демонстрируют учебную информацию, поскольку учащемуся предоставляется возможность лишь наблюдать за тем, как компьютер, иллюстрируя какую-либо закономерность, выполняет необходимые операции. Интерактивных технологий для самостоятельного освоения изучаемых теорий в тиражируемых учебниках по-прежнему нет.   Поэтому можно констатировать, что практика компьютеризации и информатизации сферы образования показала наличие противоречий между:

  • традиционными средствами учебно-методического обеспечения и потребностью в новых формах, системно представляющих как содержание, так и инновационные образовательные технологии с компьютерной поддержкой;
  • абсолютизацией структуры учебников  и потребностью практики в их инновационных формах с расширенными функциональными,  информационными  и  дидактическими  возможностями, необходимостью отражения в нем достижений педагогических наук и научно-технического прогресса, в частности, электронно-вычислительной техники;
  • сложившейся практикой создания для каждой возрастной параллели по каждому предмету целого набора учебных книг (учебники для разных профилей, сборники задач, рабочие тетради и др.) и потребностью в целостных компактных дидактических структурах, интегрирующих традиционную книжную и специфическую компьютерную формы при доминирующей роли первой из них и представляющих все компоненты учебной литературы в единой системе;
  • традиционными подходами в профессиональной подготовке учителей и преподавателей вузов  на основе функционирующих в системе образования  учебных книг и потребностью в ориентации  их практической деятельности на учебно-методические материалы нового поколения, отражающие инновационные процессы в педагогических науках и информатизацию педагогической практики;
  • необходимостью усиления познавательной активности учащихся в компьютерном обучении, повышении воспитательного потенциала компьютерных технологий и недостаточной разработанностью методов и средств формирования интереса к обучению в компьютерной среде, отсутствием систем компьютерных технологий, нацеленных на  повышение эффективности воспитательной работы среди учащихся;
  • колоссальными материальными затратами государства на обеспечение образовательных учреждений учебной литературой и современной вычислительной техникой и недостаточной эффективностью их применения вследствие неразвитости  инновационного образовательного менеджмента с компьютерной поддержкой и неподготовленности педагогов - «предметников» к применению инновационной учебной продукции.

Создание новой учебной литературы редакцией журнала «Школьные годы» происходит посредством интеграции трёх составляющих: учебной информации, дидактических инноваций, новых информационных технологий. Результатом этой интеграции явилась качественно новая учебная продукция, в которой реализуется  схема: «информация + дидактические инновации + компьютер». Это учебники нового поколения (книга и электронное приложение), компьютерные учебные комплексы,  инновационные технологии обучения и  другие электронные ресурсы, которые публикуются в научно-методическом журнале и размещаются в Интернет на сайтах журнала.

Другая не менее важная проблема состоит в отсутствии  специалистов, компетентных в технологическом обеспечении  внедрения инновационной педагогической продукции с компьютерной поддержкой, а также структур, выполняющих  функции организации этого внедрения.

Итак, научные исследования, выполненные сотрудниками редакции совместно с аспирантами Кубанского госуниверситета, показали, что устранение указанных противоречий возможно путём создания  учебной литературы нового поколения, основанной на   инновационных дидактических технологиях, в том числе компьютерных,   что, в свою очередь, обеспечит условия для  модернизации  как системы общего образования, так и системы профессиональной подготовки специалистов. При этом создатели новых моделей учебной литературы (прежде всего учебника) руководствовались тем, что  главным в организации  структуры и содержания учебной книги являет­ся не их содержательное наполнение, не сам текст, а та работа, которая может быть с этим текстом проделана.   Поэтому, при разработке  учебника нового поколения была поставлена и решена  задача обеспечить максимальную  технологичность учебной книги. Это было обеспечено специфической структурой учебника нового поколения, по существу, представляющего собой единый комплекс: книга + компьютер, поэтому уместно говорить о комплекте «учебник + компьютер» (далее УЧКОМ). Такое построение учебника создаёт условия для эффективной самостоятельной работы  ученика и студента по освоению предметного содержания,  для применения инновационных дидактических технологий,  в том числе компьютерных, для     приведения знаний в систему, для автоматизированной проверки правильности и полноты полученных знаний; для формирования  опыта исполь­зования  знаний и умений в различных ситуациях, т.е. на освоение  разных видов и способов деятельности.

Таким образом,  актуально создание  новой учебной литературы  путём интеграции трёх составляющих:  учебной информации, дидактических инноваций, новых  информационных технологий, то есть должна реализоваться формула: «информация + инновационная дидактика + компьютер».  В традиционных учебниках присутствует одна составляющая – информация, в электронных – две: информация + компьютер.  Поэтому необходимы структурные изменения учебника:  трехкомпонентная традиционная структура классического учебника (параграфы, вопросы, упражнения)  должна быть заменена многокомпонентной, позволяющей включить в учебник новые технологии обучения и их интерактивные компьютерные  версии.

 



 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.