Р.И. Золотарёв, А.И. Архипова
Матрица знаний – учебная Интернет технология систематизации и обобщения изученного материала

Формирование в процессе обучения системных знаний, обобщенных умений, научного стиля мышления учащихся в настоящее время является социальной необходимостью. Согласно современным подходам в преподавании, ориентированным на совершенствование процесса обучения, целесообразно вырабатывать у обучаемых навыки системного подхода в познавательной деятельности, а также формировать систему знаний как отражение системы учебной теории.

Однако этой проблеме в школьном обучении не уделяется должного внимания. При существующей практике обучения изучение учебных тем и разделов организуется отдельными фрагментами без последующего обобщения, учащиеся не видят целостную структуру изучаемой научной теории, поэтому их знания характеризуются фрагментарностью и бессистемностью. К.Д. Ушинский обращал внимание на то, насколько важно приводить знания в систему по мере их формирования и накопления: «Голова, накопленная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

Систематизация и обобщение знаний – это непременное условие формирования системного стиля мышления учащихся, особенность которого состоит в следующем:

1) объект мышления предстает как система;

2) в процессе познания объекта происходит выделение элементов системы, выступающих в форме определенных понятий, при этом одновременно мышление выявляет связи между ними;

3) мышление воспроизводит не застывшую схему познавательной системы, а рассматривает ее как развивающуюся структуру, осознавая при этом также историю развития данной системы.

 

Полный текст статьи опубликован в журнале «Школьные годы» № 36

 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.