Р.И. Золотарёв
Новая инструментальная оболочка «Поле знаний» как средство создания локальных технологий диагностики качества обучения

По мере развития информационных технологий в сфере образования создается много контролирующих учебных программ. Как правило, это тестирующие системы, где ученику предлагается выбрать правильный ответ или ввести его с клавиатуры. На основе выбора от-вета работает и контролирующая часть на сайте «Соревнования знаний» (ya-znau.ru).

Однако эти средства контроля обеспечивают возможность ответа на вопрос: знает или не знает обучающийся учебный материал по определённой теме или разделу курса. Но не менее важен вопрос: как знает, какие вопросы усвоены хорошо, а по каким есть пробелы в знаниях. Такая постановка вопроса приводит к необходимости создания специфических диагностических процедур.

Первым вариантом подобного средства контроля знаний была дидактическая технология «Да – Нет», методическая основа которой была разработана А.И. Архиповой ещё в «докомпьютерный» период и опубликована в журнале «Школьные годы» в 1995 г. В тех-нологии 36 заданий, которые могут иллюстрироваться рисунками. На проверку каждого из вопросов (факторов) отводится по шесть заданий, поэтому число факторов проверки равно шести.

Задания составляются так, чтобы учащиеся могли их решить устно (без громоздких вычислений). В традиционном варианте тест выполнялся в форме диктанта. Учащимся раздавались карточки с рисунками или схемами к некоторым вопросам, а также бланки протокола. В них они проставляли ответы в форме «Да» или «Нет». Учитель чётко произносил вопросы (вопрос читается только один раз!). Пауза между ними 5 – 10 секунд. Обычно тест выполнялся в течение 15 – 17 минут.

Технология реализована в виде программы с тем же названием, разработанной при помощи Adobe Flash и языка программирования Action Script 3.0, представлена в 2-х вариантах: on-line и off-line. On-line вариант представлен на сайте «Соревнования знаний». Он позволяет отследить и сохранить результат выполнения. Off-line версия распространяется в научно-методическом журнале «Школьные годы», имеет те же функции, что и on-line, кроме сохранения результатов.

 

Полный текст статьи опубликован в журнале «Школьные годы» № 35

 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.