Т.А. Тимонина, учитель высшей категории, МОУ СОШ № 3, г. Абинск
К.С. Жукова, ученица МОУ СОШ № 3, г. Абинск

Использование воспитательного потенциала учебного курса биологии в профилактике употребления наркотиков учащимися школ

В структуре антинаркотической профилактической работы одну из главных ролей должно играть биологическое образование, которое необходимо каждому. Оно составляет основу формирования гуманного отношения человека к своему здоровью, позволяет понять суть гигиенической культуры, развивает экологическое мировоззрение, прививает любовь к природе. Поэтому на учебный курс биологии возлагаются большие воспитательные и образовательные задачи.

Эти простые догмы понятны всем, но вопрос стоит остро в другом – в лимите учебного времени, отведенного на изучение этого предмета в школе, особенно, сейчас, когда успешная сдача ЕГЭ стала приоритетнее интереса к предмету.

Однако в сегодняшней практике обучения преобладают стремления заучивать положения учебника, уход от жизни, отсутствие гибкости, духовности. Можно ли по-настоящему усваивать биологические знания и понимать важность предмета, не бывая на природе, не участвуя в экскурсиях, не посещая музеев. Разве можно воспитать у ребенка ответственное отношение к своему здоровью, не проводя валеологических исследований, не организуя встреч с медицинскими работниками, не пропагандируя на должном уровне здоровый образ жизни, не проводя экологический всеобуч.

Могут возразить, что есть кружки и факультативы, на которых можно восполнить упущенное. Но в связи со всеобщей обязательной сдачей ЕГЭ по математике и русскому языку учащимся не хватает времени на посещение дополнительных занятий по другим предметам. А ведь биологическое, экологическое, медицинское невежество поставят перед человеком проблему собственного существования на Земле. Закон биологического баланса распространяется на все виды живого на Земле и, возможно, человек в этом плане не исклю- чение. Некоторые философы утверждают, что природа оставит численность особей способных прокормиться, объявив лишними неспособных к самостоятельному выживанию, это будет вынужденный экстренный естественный отбор. Вот тогда мы проследим впервые в истории развития Земли чудовищную по своим масштабам и содержанию борьбу за существование среди Homo sapiens. Каннибализм пресмыкающихся и даже волков, способных подобным образом регулировать численность стаи на ограниченной пищевыми ресурсами территории, покажется шалостью по сравнению с приемами выживания в борьбе за существование совершенного вида природы человека разумного. Хочется верить, что эта участь не грозит эволюции Земли, а победит гармония человеческого разума.

Но пустая земля, даже самая плодородная, не даст всходов, если в нее не заложить семя. Поэтому уже сегодня необходимо к биологическому образованию повернуться лицом. Биология – это наука о жизни, поэтому она не должна представлять собой догмы заученных фраз, требуемых для успешной сдачи ЕГЭ. Она должна быть еще и философской наукой, проводящей экологию души и сознания. Поэтому в программном курсе школы вместе с научным курсом биологии должен быть разработан и внедрен воспитательный курс предмета.

Но надо поставить вопрос гораздо шире – необходим обязательный дополнительный спецкурс по биологии в каждом классе для формирования у учащихся определенного биологического мышления. Как известно из психологии, научный стиль мышления можно формировать только в процессе продуктивной деятельности – учебной, творческой, исследовательской. Такая деятельность широко применяется в МОУ СОШ № 3 г. Абинска, где учащиеся не только активно осваивают биологические знания на уроках, но и с большим интересом участвуют в экологических исследованиях, изучая проблемы, актуальные для своего города и района. Так ученики десятого класса школы в 2009 г. выполнили исследование по теме «Непарный шелкопряд» и разработали ряд полезных рекомендаций для сохранения лесных массивов района. Приводим пример одной ученической работы, иллюстрированной электронной презентацией. Нет необходимости приводить доводы тому, что полюбив природу, оберегая ее богатства, ученики будут бережно относиться и к своему здоровью и им не грозит «наркотическая беда».



 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.