О.А. Григорьева-Рудакова, Н.С.Чеботарева Кубанский социально-экономический институт

Модели открытого обучения учащихся девиантного поведения в современной российской общеобразовательной школе

Решение проблемы открытого обучения учащихся девиантного поведения является насущей потребностью в современной российской общеобразовательной школе. Девиантное поведение – это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. Девиация и риск – две стороны медали, социальной мутации.

Учащиеся с нарушениями в поведении и обучении представляют собой особую группу риска, которая нуждается в педагогической поддержке в ситуации открытого обучения. Поскольку девиация может иметь деструктивный и позитивный векторы своего развития, то возникает необходимость в оказании повышенного внимания всем группам учащихся девиантного поведения, как с высоким, так и с низким интеллектуальным потенциалом; с социально-эмоциональными нарушениями, с социально-пассивными девиациями. Перспективным является открытое обучение. Согласно идее поступательного развития открытого обучения, данный вид обучения формируется в недрах интегрированного обучения, или включенного обучения, является его вариантом и предполагает включение (интеграцию) учащихся с различными видами нарушений в поведении и обучении в образовательный процесс массовой общеобразовательной школы с созданием специальных условий, обеспечивающих их социальную адаптацию, интеграцию в социум. Согласно другим концепциям, открытое обучение рассматривается как неотъемлемый компонент открытого образования, реализация которого обеспечит подлинную индивидуализацию процессов развития личности в условиях конкурентоспособной экономики.

В России, в отличие от западных стран, опыт открытого (включенного) обучения учащихся девиантного поведения весьма незначителен. Поэтому становится актуальным систематизировать разрозненные сведения об имеющихся педагогических моделях открытого обучения именно данной группы учащихся подросткового возраста.

Модели открытого обучения учащихся девиантного поведения можно сгруппировать по нескольким основаниям: по месту организации открытого обучения; по форме организа ции учебного процесса; по направлениям деятельности (рис 1.)

Рис 1. Модели открытого обучения учащихся девиантного поведения


 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.