Итоговая диагностика проводится на последнем курсе, непосредственно перед выпуском студентов из высшего учебного заведения. Ее задачи:

  • оценка изменения динамических профессионально значимых психологических характеристик выпускника;
  • определение итогового интегративного уровня личностно-профессионального развития;
  • составление заключения о перспективах профессионального карьерного развития выпускника;
  • составление характеристик-рекомендаций на наиболее подготовленных выпускников (для продолжения обучения в аспирантуре и т.д.).

Итоговая диагностика включает: тестирование; оценку результатов дополнительной психологической подготовки и коррекции; рассмотрение отзыва выпускающей кафедры; отзыв организации (предприятия), на базе которой студент проходил преддипломную практику или работает. На этом этапе проводится повторное компьютерное тестирование, направленное на выявление динамических личностно-профессионaльных характеристик.

По результатам итоговой диагностики для каждого студента готовится индивидуальная карта личностно-профессионaльного развития с указанием возможных перспектив использования его как работника с учетом полученных знаний, приобретенных навыков и личностных, профессиональных характеристик. Кроме того, вся информация вносится в базу данных выпускников вуза.

Психологический мониторинг личностно-профессионльного развития студента позволяет обеспечить целесообразное педагогическое сопровождение на этапе профессионализации. Отслеживая изменение в личностном развитии, профессорско-преподавательских коллектив вуза может оказывать влияние на изменение мышления, привычек, стиля жизни студента.

В связи с этим становится очевидной необходимостью работа с мотивацией на позитивное изменение и развитие студента в учебно-воспитательном процессе. Укажем принципы, лежащие в основе формирования мотивации на позитивное изменение:

  • повышение осознания (зависимость от алкоголя и наркотиков должна быть осознана); социальная поддержка (предполагает наличие внешних условий, которые могут способствовать началу и продолжению попыток человека измениться);
  • высвобождение эмоций (это яркое, часто внезапное эмоциональное переживание, связанное с проблемой, это энергетически мощный процесс; происходит с помощью специальных методов);
  • внутренний контроль (это осознание того, что только сам человек способен говорить и действовать за себя и нести ответственность за свои действия); внешний контроль (человек изменяет окружающую обстановку, чтобы снизить вероятность событий, приводящих к возникновению проблем);
  • поощрение (повышение самооценки – одна из простых форм поощрения);
  • поддерживающее отношение (необходимо обеспечить заботу, поддержку, понимание и принятие).

Таким образом, мониторинг личностно-профессионального развития позволяет самому студенту проследить изменение собственного поведения, дает возможность контролировать эти изменения. Для того, чтобы молодой человек был готов к изменению, нужно, чтобы он осознал эту необходимость и был уверен в своих силах.

Литература

  1. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М., 1974г.
  2. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. – М.,2000г.
  3. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркотики: проблемы и их решение. – М., 2000г.
  4. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. – М., 2002г.
  5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. – М., 2007г.



 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.