Г.И. Гапонова, доцент, Д.В Гапонова, студентка Кубанский социально-экономический институт

Психологический мониторинг личностно-профессионального развития студентов как фактор в профилактике наркозависимости

Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит бессистемно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет необходимых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый образ жизни [5].

Совершенно очевидно, что молодые люди, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения. Это употребление наркотиков, алкоголя и других видов психоактивных веществ.

Известно, что поведение, ведущее к зависимости от наркотиков, формируется постепенно и затрагивает глубинные и тонкие процессы психологического развития. В основе такого поведения лежит неразвитость когнитивных ресурсов и процессов, Я-концепции, личностного контроля и активных стратегий поведения, направленных на решение жизненных проблем. В этом случае поведение становится преимущественно избегающим, основанным на иллюзиях и манипулятивных стратегиях, что еще более осложняет взаимодействие зависимого человека с окружающей его социальной средой. Таков сложный эффект психоактивных веществ на психику человека.

В настоящее время существует множество теоретических разработок в области профилактики, алкоголизма и наркомании. Основными из них являются теории: продвижения к здоровью, мотивации, формирования жизненных навыков, деятельности альтернативной наркотизации, получение социальной поддержки. В рамках изучаемого нами вопроса основными подходами в изучаемой теме являются теории мотивации и формирования жизненных навыков.

Не нужно доказывать, что студенческий возраст является самым ответственным и с точки зрения социальной адаптации, социально-психологической зрелости личности, и с точки зрения ее нравственных, человеческих качеств. Психологи отмечают, что юность – это период нарушенного равновесия; однако в это время создается равновесие более высокого уровня, активно формируются новые формы адаптации и развития. Следовательно, развитие тех или иных форм поведения, адаптивность или дезадаптивность в социальной среде, подверженность или устойчивость, в том числе и к наркомании, зависит от уровня развития личностных ресурсов, поведенческих стратегий и навыков [4; 28].

С целью создания системы профилактических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни студентов, предлагаем проводить психологический мониторинг, который позволит отслеживать личностно-профессиональное развитие, оказывать необходимую психолого-педагогическую поддержку студенческой молодежи. Это возможно через создание в вузе психологической службы.



 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.