Н.А. Лымарь, к.с.н., директор ГОУ СОШ № 587, г. Москва

Социальное партнёрство школы и общества в профилактике зависимостей у учащихся

Девиантное поведение – это поведение индивида, устойчиво разрушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в человеческой общности, к которой принадлежит сам. Базой и общей характерной чертой многообразных форм поведения индивида, в том числе и девиантного, является динамическая система его смысловых отношений к окружающим людям и себе. Эти проблемы обсуждались на первой научно-практической конференции, организованной коллективом школы № 587 г. Москвы 21 февраля 2007 г. Тема конференции «Девиация и делинквентность: формы социального контроля в образовательном учреждении».

 

 

Задачи конференции:

  • рассмотреть возможные причины возникновения девиантного/ делинквентного поведения обучающихся, формы социального контроля и психологической поддержки в образовательных учреждениях г. Москвы;
  • определить роль методической и психологической службы образовательных учреждений, окружных центров в формировании социально-педагогической компетентности учителя;
  • изучить возможности взаимодействия социальной службы и общественно-государственного контроля при разрешении проблем девиантных детей;
  • исходя из опыта работы образовательных учреждений западного административного округа Москвы, обсудить и найти наиболее эффективные средства профилактики и контроля отклоняющегося поведения у детей и подростков.

Обсуждение результатов педагогических, психологических и социологических исследований, опыта работы образовательных учреждений ЗОУО ДО Г. Москвы по следующим проблемам.

−Учитель-ученик-родитель: проблемы взаимной адаптации.

−Истоки девиантного/делинквентного поведения молодежи в условиях глобализации и информационного общества.

−Социально-психологическая компетентность учителя как существенное условие преодоления девиантного/делинквентного поведения обучающихся.

−Социальный контроль в образовательном учреждении:традиции и новые тенденции в условиях модернизации московского образования.

−Психологические и социальные аспекты профилактики различных видов зависимостей школьников.

−Образовательная среда как фактор социальной адаптации личности.

На второй конференции была поставлена цель – обсудить результаты исследований и обменяться опытом по следующим проблемам.

  • Девиация семьи и семейных отношений.
  • Социальное партнерство в образовательном учреждении.
  • Здоровье семьи.
  • Педагогические и социально-психологические проблемы семьи.
  • Воспитание родителей.
  • Формы социального контроля в образовательном учреждении.

При этом были выявлены формы нарушения родительских отношений в семьях. Доминируют среди них:

1) жестокость в общении с подростком: враждебная – физическое насилие, словесные оскорбления; инструментальная – завуалированный характер, прикрывающийся «благой» целью, т.е. родители не жестокие, а строгие; невротическая конфликтность – раздражительная слабость родителей, постоянный страх, тревожность из-за сложностей жизни;

2) непонимание родителями возрастных особенностей ребенка;

3) низкий авторитет родителей у подростков – нет внутреннего диалога с родителями, агрессивное поведение, которые, к сожалению, усиливаются при активном участии СМИ. Например, доля сообщений в прайм-тайм, содержащих агрессию и насилие в реальном контексте жизни и в игровом пространстве на различных каналах ТВ ( в процентах к общему числу записей, содержащих насилие и агрессию на канале) приведена в таблице. На диаграммах приведены количественные данные, характеризующие фильмы, идущие на телеэкранах.



 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.