В.И. Коротенко, Е.Н. Овчаренко,
аспиранты Кубанского госуниверситета

Использование графиков и диаграмм антинаркотической направленности в обучении предметам естественно-математического цикла

В преподавании предметов естественно-математического цикла сложно найти место для включения в содержание обучения материалов прямой антинаркотической профилактики, которые бы полно отражали тот или иной аспект наркотизма. Однако в обучении этим предметам, где большую роль играют способы символьного и образного кодирования учебной информации, есть большие возможности наполнить эти образы содержанием антинаркотической направленности. При этом визуальный способ кодирования информации используется и развивается с помощью учебного материала, побуждающего учащихся к развитию образа, его обобщению, анализу не только его внешних предметных сторон , но и смыслов той информации, которая интерпретируется этим образом. В психологии учебные тексты этого типа называют «текст – развитие образа» (М. Холодная). К таким текстам относятся учебные материала, содержащие таблицы, графики, диаграммы и другие иллюстрации, широко применяемые для формирования в сознании учащихся понятийных структур.

В компьютеризированных учебных материалах использование объектов видеоряда позволяет представить текст в компактной форме, что наглядно показывают связи между различными понятиями. При этом таблицы должны помещаться на один экран, большие таблицы рекомендуется разбивать на несколько более мелких, графика должна органично дополнять текст. Если знания получены через пространственные модели, то обучаемые за-нимают позицию персонажей, находящихся внутри ситуации. При предъявлении диаграмм обучаемые занимают позицию внешних наблюдателей, находящихся снаружи ситуации. В соответствии с принципом стадийности информация, требуемая ученику на различных ста-диях решения задач, должна разделяться в пространстве (одновременное отображение в раз-ных зонах экрана) или во времени (последовательное отображение различной информации). Если же необходимо целостное восприятие материала, должен соблюдаться принцип совме-стности: пояснения к иллюстрациям должны располагаться как можно ближе к ним (прин-цип пространственной совместности), текст и соответствующее ему изображение должны предъявляться одновременно, а не последовательно (принцип временной совместности).

Необходимо учитывать принцип использования ассоциаций и стереотипов: символы должны ассоциироваться с обозначаемыми объектами, инструкции должны быть ясными, четкими, лаконичными, повышенная эмоциональность информации придают ей дополни-тельную ценность — художественная проза запоминается лучше, чем научные тексты, а стихи лучше, чем проза. Таблицы (матрицы) позволяют представить материал в компактной форме и наглядно показывают связи между различными понятиями. Таблицы должны помещаться на один экран, большие таблицы рекомендуется разбивать на несколько более мелких, графика должна органично дополнять текст.

При этом если знания получены через пространственные модели, то обучаемые занимают позицию персонажей, находящихся внутри ситуации. При предъявлении диаграмм обучаемые занимают позицию внешних наблюдателей, находящихся снаружи ситуации. В соответствии с принципом стадийности информация, требуемая ученику на различных стадиях решения задач, должна разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах экрана) или во времени (последовательное отображение различной информации).

 



 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.