А.И. Черных, профессор, Кубанский государственный технологический университет, С.П. Седых, доцент, Л.В. Зыбина, ст. преподаватель, Кубанский госуниверситет

Способы обеспечения интерактивности учебных материалов на основе приложений Microsoft Office для антинаркотической профилактики в школе и вузе

Многолетняя личная практика преподавания различных учебных курсов по программе «Информатизация образования» показала, что большинство учителей средних школ и преподавателей вузов при использовании в педагогической деятельности компьютеров ограничиваются применением учебных материалов, выполненных на основе приложений Microsoft Office. При этом для демонстраций видеоматериалов предпочтение отдаётся программе Power Point, с помощью которой педагоги создают статические слайды с простейшими анимационными эффектами. Следовательно, в педагогической практике слабо используется громадный интерактивный потенциал, заложенный в приложениях Microsoft Office.

Поэтому и планируемые в таких дидактических материалах педагогические задачи реализуются недостаточно полно, так как в таких материалах заложены чисто иллюстративные функции, они не рассчитаны на самостоятельную работу учащихся. Поэтому нами была поставлена задача – показать, как в учебных материалах можно обеспечить интерактивность, используя только приложения Microsoft Office.

Вторая задача состояла в том, чтобы показать возможности интеллектуального воспитания учащихся посредством обогащения ментального (умственного) опыта средствами специально сконструированных текстов. Осваивая содержание учебного комплекса, учащиеся не просто прочитывают тексты, а приобретают опыт работы с ними, преобразуя тексты в другие логические и семантические формы. При этом параллельно осваиваются компьютерные технологии трансформации учебного текста: осмысление значений  новых слов, их правописания, распределение ответов между вопросами по тексту, заполнение электронных кроссвордов, выявление причинно-следственных связей в тексте, а также его ключевых слов, составление тезисов, запись слов с помощью клавиатуры в информационные окна, использование приёмов семантического чтения, применение и расшифровка аббревиатур международных организаций, построение структурных схем учебного текста и др. Таким образом, предметные знания, изложенные в презентации, выступают как основания для формирования приёмов и способов учебно-познавательной деятельности благодаря использованию технологического инструментария, обеспечивающего косвенные диалоги с учащимися, т.е. интерактивность процесса обучения.

В качестве инструментов, обеспечивающих интерактивность мы применили разнообразные эффекты анимации, а также макросы. Эти инструменты заложены в программах Word  и Power Point, но учителями практически не используются. При этом нет необходимости прибегать к программированию, достаточно использовать готовые шаблоны, научившись их применять.

Во многих дидактических технологиях и приёмах презентации учебного комплекса используются инструменты программы Visual Basic, встроенной в приложение Power Point. Visual Basic для приложений (Visual Basic for Application, VBA) – это инструмент разработки приложений. VBA позволяет создать полностью автоматические программные продукты, решающие практически все задачи, встречающиеся в среде Windows. VBA – не просто стандартный макроязык приложений Microsoft Office, он применяется для расширения функциональных возможностей приложения, в котором используется. Например, можно добавить собственное меню или кнопку, можно создать свою функцию для упрощения подсчета,  можно создавать тесты и др. С помощью VBA можно:
1) создать собственное диалоговое окно и придать ему требуемый внешний вид;
2) создать макросы, расширяющие функциональные возможности приложения, в которое встроен VBA;
3) изменить меню приложения Microsoft Office;
4) управлять другим приложением Microsoft Office или принадлежащими ему данными;
5) объединить данные из нескольких приложений Microsoft Office в одном документе;
6) автоматически создавать или изменять страницы Web, совместно используя приложения Microsoft Office и VBA.

VBA относится к языкам объектно-ориентированного программирования (ООП).  Данные, связанные друг с другом и описывающие какой-то реальный или воображаемый объект, на базе которого реализовано ОПП, можно определить как технологию программирования, в которой программа представляется в виде совокупности объектов, обладающих сходными свойствами и набором действий, которые можно с ними производить. В основе объектно-ориентированного программирования, управляемого событиями, лежат понятия класс, инкапсуляция, объект, наследование, полиморфизм, событие и сообщение.

Объект является комбинацией состояния и поведения. Состояние описывается переменными экземпляра, а его возможное поведение характеризуется присущими ему методами. Каждый объект является представителем некоторого класса однотипных объектов, т.е. объект является экземпляром класса. Класс определяет общие для всех его объектов методы и свойства.

Методыэто программные процедуры, реализующие некоторый алгоритм, который определяет взаимодействие объектов класса с внешней средой.
Свойствапредставляют собой характеристики (атрибуты), присущие объектам (например, размер шрифта, название и др.).

Инкапсуляцияэто скрытие информации. При объектно-ориентированном программировании возможен доступ к объекту только через его методы и свойства. Внутренняя структура объекта скрыта от пользователя. Инкапсуляция позволяет изменять реализацию объектов любого класса без опасений, что это вызовет нежелательные побочные эффекты в программной системе. Это мощное средство обеспечивает многократное использование одного и того же программного кода, позволяя собирать программу из готовых модулей, как здание из отдельных кирпичиков, но различной архитектуры и функционального назначения.

Наследованиеэто возможность выделить свойства, методы и события одного объекта и приписать их другому объекту, иногда с их модификацией. Новый класс должен содержать только коды и данные для новых или изменяющихся методов.

Полиморфизмэто способность объектов выбирать операцию на основе данных, принимаемых в сообщении. Каждый объект может реагировать по-своему на одно и то же сообщение. Например, команда Print будет по-разному воспринята черно-белым или цветным принтером. Проект – это набор всех программных модулей, связанных с документом Microsoft Office. В заключение следует сказать, что ООП — это новая технология программирования, позволившая перейти к индустриальным методам разработки программного обеспечения.
Результаты применения редактора VBA показаны на конкретном примере – компьютерном учебно-методическом комплексе (КУМК) «Героиновая атака», посвящённом проблемам наркобизнеса в Афганистане и его международным последствиям. Для того, чтобы у читателя сложилось целостное представление о содержании комплекса, мы приводим его полный текст, который в электронном варианте разбит на части, для каждой из которых разработаны отдельные дидактические технологии.

 



 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.