А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета, А.В. Лялюк, полковник ФСКН России
Интеллектуальное воспитание как компонент структуры антинаркотической профилактики (на примере обучения физике)

Известно, что питательной средой для пополнения армии наркоманов является контингент подростков с девиантным (отклоняющимся от норм) поведением. Каково же происхождение этого многочисленного резерва? Можно указать на комплекс причин, но главная из них – это отторжение школой.

В советские времена также были такие подростки, но в каждой школе их были единицы и, кроме того, они всегда находились в центре педагогического внимания, а удалять их из школы (даже из класса во время урока) категорически запрещалось. Большинство учителей старались найти свои подходы к таким учащимся, чтобы во-влечь их в сферу обучения. Припоминается случай из практики. В советские времена в классических университетах по госстандарту предусматривалась полноценная педагогическая практика старшекурсников. На уроке у практикантки Н. за последней партой сидит «трудный подросток» (назовѐм его В.), который уже давно не проявляет никакого интереса к тому, что происходит в классе. Учительница довольна – не мешает вести урок, поэтому не обращает никакого внимания на ученика В. Идѐт изучение трудной темы (элементы статики): на магнитной доске педагог манипулирует с красочными динамическими аппликациями, добиваясь полного понимания и запоминания понятий. Но вдруг, когда произвенел звонок с урока, ученик В. подходит к доске и со словами «Я понял» показывает с помощью передвижных моделей те действия, над которыми в течение урока трудился весь класс. Затем в учительской практиканта очень эмоционально рассказывала об этой ситуации, считая этот результат своим главным педагогическим достижением. Что же привлекло трудного подростка? Вряд ли сыграла роль строгая логика научной теории, главное – было интересно и понятно. При-влекла внимание технология интеллектуального воспитания. А в наши дни возможности для развития подобных дидактических технологий неизмеримо возросли благодаря применению компьютеров. Поэтому можно утверждать, что одно из действенных средств воздействия на потенциально «трудных» подростков – это приѐмы и технологии формирования ментального (умственного) опыта учащихся при активном использовании компьютеров. А хорошо успевающий ученик с глубоким интересом к учебному предмету вряд ли пополнит девиантную группу. Значит, корни многих проблем, связанных с профилактикой злоупотребления наркотиками, находятся в сфере инновационной компьютерной дидактики.

Просмотрев многочисленные программы первичной (предупреждающей) антинаркотической профилактики и их концепции, мы выделили их общую направленность на: формирование позитивных личностных ресурсов, установки на отказ от приѐма психоактивных веществ (ПАВ), создание ресурсов семьи, обеспечивающих психологическую поддержку ребѐнку во всех сферах его жизнедеятельности, внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни. При этом постулируется, что только традиционная негативно ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ не обеспечивает достижение поставленных целей. Необходима системная работа во всех сферах микросоциального окружения ребѐнка, поскольку только комплексный подход к решению проблемы может устранить еѐ причины. Поэтому приоритетно создание системы позитивной профилактики, ориентированной не на патологию и еѐ последствия, а на формирование и развитие ресурсов психики и личности, помощь в еѐ самореализации.


Полный текст статьи опубликован в журнале «Школьные годы» № 30

 

Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо выполнить процедуру входа на сайт или зарегистрироваться.