Приводим тексты, которые открываютсякнопками из главной страницы электронного приложения. 

УЧИТЕЛЮ, ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Приведём общую характеристику компьютерной программы  комплекта «УЧКОМ».

1.На титульном кадре программы размещены формы, которые являются  интерактивными кнопками, открывающими тексты и навигационные карты для работы с учебными курсами. Мы отошли от традиционной формы каталогов, которая принята в электронных ресурсах и учебниках, поскольку эта форма не демонстрирует полную структуру курса и в ней легко «заблудиться», уйдя с главной страницы (мы называем эту форму «лабиринт» из гиперссылок). Кроме того принятая форма, на наш взгляд, нарушает целостность содержания предъявляемой для изучения темы. Например, в электронном приложению к учебнику физики для 10 класса (издательство «Илекса») размещён полный текст учебника (оцифрованная книга), а по каждой теме в отдельных рубриках размещены группы электронных учебных материалов: анимации, примеры решения задач, демонстрации экспериментов, интерактивные технологии и др. При такой структуре обучающийся не видит всей системы практической части приложения. В нашей структуре все фрагменты учебного курса указаны на главной странице, а практическое освоение содержания обучения осуществляется при помощи навигационных карт. Выполнив одно из заданий, учащийся возвращается к карте и видит всю траекторию изучения учебного курса. Из карты гиперссылка может перевести его на главную страницу.

2. Принципиально то, что в УЧКОМЕ нет указаний на конкретную возрастную параллель, для которой предназначен учебный курс (не указан класс). В этом особенность технологических учебников, которые создаются на основе содержания учебных разделов и тем. Данный подход вызван стремлением приспособиться к перманентным реформам образования, которые длятся уже много десятилетий, ещё с советского периода. При этом реформирование содержания образования в основном сводится к перестановке разделов и тем, не затрагивая самой сути содержания, поскольку в школе и общеобразовательной подготовке в вузе изучаются классические научные теории, оформившиеся ещё в прошлом веке. Такая ситуация приводит к частой смене учебников («одногодок»), которые ориентированы на конкретный класс. Выход один – создавать не учебники для определённого класса, а учебные курсы по конкретным разделам. Кроме того комплект «учебник + компьютер» нельзя назвать учебником в традиционном смысле, это даёт возможность избежать процедуры «грифования», дорогостоящей и коррумпированной. В этом ещё одно из преимуществ комплекта.

3. Программа «УЧКОМ» является инструментальной оболочкой, поскольку она допускает изменения названий  кнопок и их количества, а также модификацию размещённого в ней содержания. Поэтому программа в отличие от существующих электронных приложений к учебникам может изменяться учителями, создающими самостоятельно учебные курсы с компьютерной поддержкой. Для этого необходимо получить соответствующие «ключи» у разработчиков программы.  Кроме того программа может импортироваться в любую операционную систему и работать с любым браузером.

4. Учебные курсы в комплекте, состоят из учебных параграфов и электронных приложений к ним. Комплект  предназначен как для  работы с применением     планшетных компьютеров, так и стационарных.  Содержание параграфов  размещено в брошюре,  сопутствующий практический материал – в компьютере, где  он представлен в форме интерактивных упражнений и инновационных технологий обучения в обучающих блоках.  Интерактивные упражнения нацелены только на освоение   теоретического материала и снабжены оперативной проверкой результатов.  Вторая часть  состоит из обучающих блоков  с автоматической проверкой  результатов и выставлением оценки. Каждый из блоков  нацелен на отработку и закрепление определённых учебных умений. Например, Интерактивный словарь и Структура знаний закрепляют знания  о понятиях изучаемой теории, а Перфокарта и Поле знаний помогут сформировать умения  решать тренировочные задачи.  Обучение педагогов применению и созданию инновационных  дидактических технологий проводится в журнале «Школьные годы», а на сайте  «школьные-годы.рф» можно задать  разработчикам комплекта вопросы.

5. Укажем преимущества комплекта «УЧКОМ» по сравнению с традиционными формами учебников. 

 Методические преимущества.

 Наличие компьютерной поддержки обучения создаёт благоприятный эмоциональный фон учебных занятий, хорошую мотивационную основу учения –  учиться станет интересно и увлекательно;  комплекс инновационных технологий обучения обеспечивает возможность продуктивной самостоятельной работы, оперативного, текущего и итогового контроля  над освоением учебного материала; для творчески работающих учителей и преподавателей вузов есть возможность дополнения и замены интерактивной информации; наличие прямой  методической поддержки при помощи сайтов журнала «Школьные годы» и обратной связи с авторами учебников и разработчиками компьютерных программ; предоставление возможности дистанционного и очного обучения применению и созданию инновационных технологий обучения с компьютерной поддержкой.

Важно, что комплект имеет малые размеры, вес, малую стоимость, поскольку можно сделать один  учебник по каждому из учебных предметов – одну общую книгу, поскольку в печатной версии   размещена только учебная информация в сжатой форме (что надо прочно запомнить). Весь практический материал (задачи, примеры, иллюстрации, средства контроля, электронные дневники) находятся в компьютере и сети Интернет, в который УЧКОМ предоставляет прямой выход.  Отпадает необходимость в рабочих тетрадях, сборниках задач, электронных дневниках, все практические материалы будут представлены в интерактивных формах.  Большое облегчение труда учителя, так как в комплекте «учебник-компьютер»  все технологии рассчитаны на самостоятельное освоение учащимися учебного материала.

Применение комплектов обеспечат возможность применения новых информационных технологий  при обучении всем школьным предметам, а не только информатики. В настоящее время учителя остальных предметов практически не имеют  возможности проводить уроки в компьютерных классах. Поэтому обучение идёт по старым методическим схемам. Внедрение комплектов «УЧКОМ» создаст условия для обеспечения всех предметных кабинетов недорогими аппаратно-программными средствами, благодаря чему решение проблем информатизации образования получит новый мощный импульс. Тогда компьютеры действительно «придут на каждый урок, в каждый класс», а не будут достоянием только уроков информатики 

Технические преимущества

Использование новой модели учебников возможно при наличии  локальных компьютерных сетей, сети Интернет и при отсутствии любых сетей.   Работа комплектов может обеспечиваться при любых способах электропитания. Программное обеспечение не зависит от операционной системы.  Устройство отличается портативностью.


 Экономические преимущества

В настоящее время компьютерная поддержка учебного процесса требует наличия дорогостоящего оборудования (стационарных или мобильных компьютеров). Внедрение новых учебников  потребует гораздо меньших финансовых затрат для каждого физического лица. Оборудование предметных учебных кабинетов  потребует некоторых затрат, но окупится существенным повышением качества обучения. Кроме того школам не потребуется каждый год закупать большое количество учебной литературы вследствие изменения учебных планов и стандартов, которые изменяются не по существу, а по форме.  Комплекты совместят в себе все виды учебной литературы (справочники, задачники, методические пособия и т.д.) и станут долговечными, поскольку в печатной части излагаются завершённые научные теории (переиздавать книгу нет необходимости), а все новые дополнения можно  через Интернет скачивать из сайта разработчиков. Таким образом, реализуется прочная и долговременная  связь в системе «создатели учебной литературы – потребители (учителя, преподаватели, студенты, ученики, родители).

«Путешествие» по электронному приложению осуществляется с помощью навигационной карты. Для каждого учебного курса она своя, но в демоверсии приведены в наиболее распространённые   технологии ИКД (инновационной компьютерной дидактики). На ней все кнопки активные. Упражнения  все интерактивные, а обучающие блоки представлены в двух вариантах –  текстовом и интерактивном. Кнопки с названиями технологий  открывают описания методики  их применения в разных версиях, печатной, локальной и Интернет. Эти тексты  сохраняются для всех курсов, а  набор самих технологий может меняться для разных курсов. Для каждой страницы  предусмотрен переход на главную. После выполнения упражнения или технологии и их закрытия происходит возврат на карту, как это делается в презентациях.   Важно, что в комплекте  сохраняется работа с книгой.  УЧКОМ – это очень мобильная структура, в которой все элементы легко модифицируются.

учебных предметов с помощью учебника и компьютера. В учебнике изложена теория, а практические задания размещены в компьютере. Начинать изучение учебной темы надо по учебнику. В нём параграфы разбиты на небольшие части. Для каждой части составлено упражнение. Прочитав первую часть, надо в компьютере выполнить первое упражнение. Программа сразу сообщает, верно ли вы его выполнили. Поэтому есть возможность улучшить результат. Затем изучить вторую часть и выполнить второе упражнение и т.д.

После выполнения всех  упражнений, следует  перейти к обучающим блокам параграфа. В компьютере размещены текст каждого блока и его интерактивная версия. Можно сначала выполнить задание по тексту, переписав его на флеш-карту и распечатав на принтере. Затем проверить ответы с помощью интерактивной версии. Это уменьшит время вашего пребывания за монитором. Можно сразу выполнять задание на компьютере и получить оценку.

Среди блоков есть Интернет технологии. Они представлены как в локальной, так и сетевой формах. Если есть выход в Интернет, то работать следует с сетевой версией блока. При этом на сайте «Соревнования знаний» сохраняется ваш результат. В конце каждого параграфа предлагается выполнить контрольный тест на сайте «Соревнования знаний».

 Переходы между заданиями выполняются с помощью навигационной карты. 

 Здесь порядок работы следующий.

  1. Нажать на кнопку с названием учебного курса. Откроется навигационная карта.

  2. Прочитывая части учебника последовательно открывать упражнения, нажимая на кнопки УП.

  3. Выполняя упражнения, добиваться, чтобы программа сообщала «ВЕРНО».

  4. Открывать обучающие блоки в порядке, приведённом в учебнике. Нажав на кнопку с названием блока, можно прочитать комментарии о правилах выполнения заданий этого блока.

  5. Нажав на кнопку ИВ, открыть интерактивную версию блока, прочитать правила и выполнить все задания. В конце получить оценку. Следует добиваться получения верных ответов, для этого возможно повторное выполнение.

  6. Выполнить контрольный тест. Следует учесть, что в нём размещены вопросы из всех упражнений и обучающих блоков параграфа. Тест выполняется на сайте «Соревнования знаний», где сохраняются ваши результаты.

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ

Все учебные курсы комплекта построены на основе модели технологического учебника. При этом в книге размещены нормативная и теоретическая составляющие, а методическая и технологическая размещены в компьютере.

ОБУЧАЮЩИЕ БЛОКИ

Приводим описания структуры и методики работы с некоторыми технологиями комплекта  (их состав включает более 50 наименований), которые помещены в обучающие блоки учебных параграфов.

СЛОВАРЬ. Интернет версия – СТРУКТУРА ЗНАНИЙ

Предлагается составить словарь по пройденному материалу. В рамке внизу программа выводит определения (правила). Из верхнего  списка необходимо выбрать соответствующий  термин и перенести его в зелёную рамку. Технология помогает освоить теорию учебного курса.  Переходы к вопросам происходят с помощью кнопок на нижнем поле.    Программа выставляет оценку и показывает неверные ответы.

ПЕРФОКАРТА. Интернет версия – ПРОБЕЛЫ В ЗНАНИЯХ

Технология  содержит 9 заданий. При наведении на текст задания  увеличивается его размер. Решив задачу, выбирают верный ответ. На контрольной карте находят номер задания и букву верного ответа.  Затем нажимают «мышкой» на соответствующую клетку. В конце нажимают кнопку «Проверить». Карта  перемещается  и  на ней видны пробелы  для тех заданий, которые решены неверно.  На экране выводится процент верно выполненных заданий и выставляется оценка.

ПОЛЕ  ЗНАНИЙ

Изученная тема делится на 6 частей, по каждой из них составляется по 6 вопросов. Вопросы требуют ответа «Да» или «Нет». Допускаются рисунки. Программа предъявляет вопросы в случайном порядке. В конце демонстрируется протокол ответов. В нём в первой строке ответы на вопросы по первой части, во второй строке ответы по второй части темы и т.д. Программа рисует также диаграмму, где на лучах показано число верных ответов. Заливка на диаграмме – это поле знаний о теме

УЧЕБНАЯ ЭСТАФЕТА (чисел, задач, графиков, параметров)

Состоит из непрерывной цепочки  заданий  с числовыми ответами. При этом верный ответ первого задания автоматически вносится в текст  второго задания, а ответ второго – в текст третьего и т.д.  Верный итоговый ответ эстафеты можно получить только при условии верных решений на всех этапах эстафеты. 

МАТРИЦА ЗНАНИЙ

Изученная тема разбивается на 8 частей. Для всех частей выявляются общие признаки, свойства. Составляется матрица из восьми строк и четырёх столбцов. Для каждой ячейки матрицы записывается изученное правило, определение, пример. Подбирается рисунок, который разрезается на 32 части. Каждой ячейке матрицы соответствует определённый фрагмент рисунка.  Программа автоматически сменяет тексты ячейки, а ученики должны определить ячейку, к которой он относится. Затем на экране нажать на соответствующую ячейку, после чего в ней появляется фрагмент изображения. При верных выборах ячеек появляется правильное изображение.

УЧЕБНЫЙ ЛАБИРИНТ

Из  учебного параграфа выбираются рисунки, тексты, отражающие его основное содержание. Они размещаются в «комнатах» лабиринта. Предлагается найти верный выход из лабиринта. При наведении курсора на изображение двери появляется информация из соседней комнаты. Если она соответствует рисунку или заданию (правилу), то следует нажать на эту дверь и перейти в эту комнату.  Надо продолжать путь, пока не дойдете к  выходу.  Если же на каком-либо этапе ошиблись дверью, то придётся путь начинать заново.

ФОРМУЛА ЗНАНИЙ

Изученные правила или определения записывают в виде отдельных высказываний, их обозначают буквами (список слева).  Справа таблица с формулами знаний. Внизу белое поле для построения знаний по формулам. Над ним размещены логические связки. С помощью  формул собирают составное высказывание (правило). Для этого нажимают на  буквы из списка. Затем выбирают логические связки. Получают составное высказывание и определяют, истинно оно или ложно. Есть файл пояснений.
ФАСЕТНЫЙ ТЕСТ

Задания составляются из отдельных элементов (фасеток), подобно строению фасеточного глаза некоторых насекомых. Из рубрики «Решите задачи» выбирают числа, последовательно нажимают на эти числа, записанные  в зелёных кругах. Программа собирает задание. Затем появляются все верные ответы. Из них надо выбрать ответ данной задачи и нажать на него. Появляется слово «Верно» или «Неверно». Можно решить задачу заново. Учитывается сложность задач от 1 до 3 баллов. Программа сообщает количество полученных баллов и оценку. Фасетные тесты составлены по всем предметам. 

УЧЕБНЫЙ  КРОССВОРД

На экране рисунки предметов и клетки для написания слов. При нажатии «мышкой» на один из рисунков на экране появляется белое поле с курсором. В него надо с помощью клавиатуры записать соответствующее слово.  Затем нажать на кнопку «Проверить». Верное слово вписывается программой в клетки кроссворда.  Интерактивный кроссворд имеет разные формы.

КАЛЕЙДОСКОП ЗАДАЧ

Очень важно уметь  самостоятельно составлять задачи. Эти учебные действия удобно выполнять на интерактивном масштабном поле. На нём  передвижными стрелками изображаются скорости движущихся тел. Их можно помещать  над  автомобилями и при этом составлять множество задач, целый калейдоскопПо квадратам поля определяются расстояния между телами (один отрезок изображает 10 м). Длина стрелки указывает скорость (один отрезок соответствует 5 м/с).

Воздушный десант

Игра имеет несколько вариантов исполнения. Электронная версия – это дидактический тренажёр, помогающий прочно усвоить фактический материал (правила, формулы, символы, факты). Содержание разработано по нескольким темам  математики и по  русскому языку. Сюжет игры основан на соревновании двух игроков (команд), которые во время воздушного десанта спасают свои корабли. Корабль спасён, если игрок правильно  выполнил задание. Текст задания приводится в верхней рамке игрового поля, варианты ответов (их несколько) – в нижней, из них надо выбрать верный и нажать на рамку.

Компьютерные учебные игры

Восхождение на Пик Знаний

Это комплексная компьютерная игра, в которой требуется взойти на горную вершину, выполняя при этом 10 заданий на привалах. При этом надо организовать соревнования команд, побеждает та из них, которая первой достигнет вершины. Проверка ответов в заданиях выполняется автоматически, поскольку  все задания выполнены в  средах Flash, HTML  и др. Содержание заданий можно изменять.  Игра завершает изучение  учебной темы или проводится в конце учебных периодов.

Морской бой

В игре соревнуются  «мы и компьютер».  Составляются 25 заданий. На игровом поле размещаются корабли. Программа демонстрирует все задания. Их ответы нумеруются числами игрового поля. Правильный ответ позволяет совершить выстрел. Если в квадрате с номером верного  ответа находится корабль противника, он поражается. Победа присуждается команде, поразившей все корабли противника. 

За жемчужиной

Чтобы достать пять жемчужин, надо найти безопасный путь для водолаза. При этом надо выполнить 20 заданий (задач) по материалу любых учебных предметов.  Достав первую жемчужину, водолаз поднимается наверх, а кораблик перемещается вправо. Эта жемчужина появляется в раковине.  Начинается новое погружение. Но теперь предлагаются более сложные задания.  В квадратах поля водолаза поджидают разные  опасности, которые появляются при нажатии мышкой на квадрат.

Воздушный десант

Игра имеет несколько вариантов исполнения. Электронная версия – это дидактический тренажёр, помогающий прочно усвоить фактический материал (правила, формулы, символы, факты).  В игре соревнуются две команды, которые спасают свои корабли при условии верного выбора ответов. В верхнем поле программа демонстрирует левую часть формулы, а в нижнем  надо выбрать её правую часть. Или сверху появляется правило, а внизу надо подобрать соответствующий пример.

В демоверсии комплекта (школьные годы № 37) приведены четыре учебных игры, но  их набор включает большое количество этих технологий. Набор компьютерных учебных  игр меняется в зависимости от содержания учебного курса.

Поделиться:
0 0

Оставить комментарий