Т.Л. Шапошникова, профессор Кубанского технологического госуниверситета,
Н.С. Шернина, преподаватель Кубанского госуниверситета,
Г.М. Шепелева, учитель высшей категории, г. Новороссийск
Формирование у учащихся жизненно важных навыков при изучении математики с помощью средств компьютерной дидактики
В настоящее время общество очень озабочено проблемой массового распространения наркотической зависимости. К сожалению, не миновала эта беда и школы. Указом президента была утверждена Стратегия антинаркотической политики РФ до 2020 г., которая включает задачи по формированию психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, их родителей и учителей.
Мы считаем, что одним из решений этой задачи среди школьников является формирование и развитие жизненно значимых навыков и черт характера, личностных и социальных умений, а также умения организовывать свою жизнь. Основным принципом данной стратегии является всесторонность (всестороннее развитие личности) – ориентация на целостного человека. Данный подход направлен на обучение навыкам преодоления трудностей и выработки решений, самоконтролю и самоуважению, определению целей и развитию самооценки, эффективному взаимодействию с обществом и основам здорового образа жизни. Но психологическая направленность такого подхода должна быть дополнена педагогической компонентой, так как важной задачей педагога является интеллектуальное воспитание подрастающего поколения.
Интеллектуальное воспитание представляет собой форму организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающую каждому ученику оказание индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Интеллектуальное воспитание можно рассматривать как повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика, которое включает формирование способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи, в том числе в ситуации решения учебных задач. У школьника, увлеченного учебой, интеллектуально развитого, маловероятно возникновение интереса к наркотикам. Следовательно, повышение образованности и интеллекта учащихся способствует формированию иммунитета против злоупотребления психоактивных веществ и существенно снижает вероятность заболевания наркоманией.
Ориентируясь на интеллектуальное воспитание учащихся, мы можем говорить о новых тенденциях развития современного образования. Важно модернизировать образовательные ресурсы таким образом, чтобы повысить мотивацию и интерес к обучению у школьников.
В качестве такого образовательного ресурса можно рассматривать учебник нового поколения – технологический с компьютерным приложением. Общение с учащимся посредством компьютерных технологий повышает интерес школьника, стимулирует его самостоятельную деятельность. Многие технологии учебника (самоподготовка, самопроверка, работа с текстом) рассчитаны на самоконтроль, что развивает в учащихся ответственность за свои знания. Технологии контрольного блока позволяют объективно оценивать уровень изучения учебных текстов.
Для иллюстрации изложенного выше мы приводим фрагмент учебника нового поколения по математике – технологического (название происходит от слова «технология», поскольку в этой модели учебника доминирующую роль играют инновационные технологии обучения). В журнале «Школьные годы» публикуются фрагменты таких учебников, которые оформляются как компьютерные учебно-методические комплексы по отдельным темам. Так в номере (№ 30) журнала была изложена теоретическая часть учебного комплекса по теме «Производная». В этом номере мы публикуем компьютерную дидактическую составляющую этого учебно-методического комплекса.
Компьютерная версия этого комплекса опубликована на сайте www.icdau.ru, раздел «Компьютерная поддержка ИКД», «Математика ИНСПО». Эти учебные материалы эффективно также использовать в системе дистанционного обучения. В этот раздел разрешен гостевой доступ.